Использование интерактивных методов обучения в начальной школе
Ребёнок не устаёт от работы,
которая отвечает его функциональным
жизненным потребностям.
Селестен Френе
«Интерактивные методы обучения» от англ. («интер» - «взаимный», «акт» - «действие»). Таким образом, дословный перевод обозначает интерактивные методы как методы, позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно - ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем, и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще всего выступает лишь в роли организатора процесса обучения, модератора, создателя условий для инициативы учащихся.
Исследования показали, что интерактивные методы позволяют резко увеличить процент усвоения материала.
Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:
- Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
- Повышение познавательной мотивации.
- Обучение навыкам успешного общения
- Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.
- Воспитание лидерских качеств.
- Умение работать с командой и в команде.
- Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.
Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса. Нужно также оговорить и условность названия многих методов. Часто одно и то же название используется для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами.
Исходя из вышесказанного, на практике я использую интерактивные формы в целом, или же беру элементы, которые более целесообразны в моем классе. Именно интерактивные методы позволяют мне создать учебную среду, в которой теория и практика усваиваются одновременно, а это дает возможность в учениках формировать характер, развивать мировоззрение, логическое мышление, связную речь; формировать критическое мышление; выявлять и реализовать индивидуальные возможности. При этом учебно-воспитательный процесс организуется так, что ученики ищут связь между новыми и уже полученными знаниями; принимают альтернативные решения, могут сделать «открытие», формируют свои собственные идеи и мысли с помощью различных средств; учатся сотрудничеству.
К интерактивным методам могут быть отнесены следующие: дискуссия, эвристическая беседа, «мозговой штурм», ролевые, «деловые» игры, тренинги, кейс-метод, метод проектов, групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение видеофильмов и т.д.
Для мастер – класса выбраны следующие интерактивные формы: дискуссия «Аквариум», работа в парах сменного состава «Часики». Данные формы работы позволяют учителю развивать в учащихся такие универсальные учебные действия, как коммуникативные, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания: - оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; - различать особенности диалогической и монологической речи; - составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства.
За основу оценки сформированности данного УУД взята методика «Совместная сортировка» (Бурменская, 2007) Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата
Описание задания: детям, сидящим в группах или в парах, дается набор фишек для их сортировки (распределения между собой) согласно заданным условиям.
Инструкция: «Дети, перед Вами лежит набор разных фишек (красные, зелёные, жёлтые, синие). Действуя вместе, обсуждая, нужно распределить фишки между собой, в зависимости от результата деятельности каждого из вас».
Материал: Каждая группа или пара учеников получает набор из картонных фишек (желтых, красных, зеленых, синих) и лист бумаги для отчета.
Критерии оценивания для детей в группе или в паре (после обсуждения, результат оценивания фиксируется в лист оценки):
Красная фишка – участник молчал, был безразличен к процессу, занимался посторонними делами, ссорился.
Зелёная фишка – участник внимательно слушал товарищей, дал один-два ответа, свою точку зрения не отстаивал.
Жёлтая фишка – участник активно обсуждал, доброжелательно вступая, в дискуссию с товарищами, считался с мнением других, составлял небольшие устные монологические высказывания, «удерживал» логику повествования, приводил убедительные доказательства.
Синяя фишка - участник был активным, аргументировал свои ответы, но с мнением других не считался, часто обижался.
Критерии оценивания для учителя (по наблюдениям):
продуктивность совместной деятельности;
умение договариваться в ситуации столкновения интересов (необходимость разделить фишки, одновременно принадлежащие нескольким детям), способность находить общее решение,
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов,
умение аргументировать свое предложение, убеждать и;
взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания,
эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (дети работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Показатели уровня выполнения задания:
1) низкий уровень – задание вообще не выполнено или фишки разделены произвольно, с нарушением заданного правила; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем, конфликтуют или игнорируют друг друга;
2) средний уровень – задание выполнено частично: правильно распределены фишки, принадлежащие каждому ученику в отдельности, но договориться детям не удается; в ходе выполнения задания трудности детей связаны с неумением аргументировать свою позицию и слушать партнера;
3) высокий уровень – решение достигается путем активного обсуждения и сравнения различных возможных вариантов распределения фишек; дети контролируют действия друг друга в ходе выполнения задания.
Результаты учитель фиксирует в своём листке оценки.
Необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения на уроках в начальной школе, т.к. они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.
Количество голосов, отданных за эту статью: 0.
Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.