Использование интерактивных методов обучения в начальной школе

Ребёнок не устаёт от работы,

которая отвечает его функциональным

жизненным потребностям.

                                                                    Селестен Френе

          «Интерактивные методы обучения» от англ. («интер» - «взаимный», «акт» - «действие»). Таким образом, дословный перевод обозначает интерактивные методы как методы, позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихсявключая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно - ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем, и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще всего выступает лишь в роли организатора процесса обучения, модератора, создателя условий для инициативы учащихся.

         Исследования показали, что интерактивные методы позволяют резко увеличить процент усвоения материала.

Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:

  • Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
  • Повышение познавательной мотивации.
  • Обучение навыкам успешного общения
  • Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.
  • Воспитание лидерских качеств.
  • Умение работать с командой и в команде.
  • Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.

     Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса. Нужно также оговорить и условность названия многих методов. Часто одно и то же название используется для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами.

     Исходя из вышесказанного, на практике я  использую интерактивные формы в целом, или же беру элементы, которые более целесообразны в моем классе. Именно интерактивные методы позволяют мне создать учебную среду, в которой теория и практика усваиваются одновременно, а это дает возможность в учениках формировать характер, развивать мировоззрение, логическое мышление, связную речь; формировать критическое мышление; выявлять и реализовать индивидуальные возможности. При этом учебно-воспитательный процесс организуется так, что ученики ищут связь между новыми и уже полученными знаниями; принимают альтернативные решения, могут сделать «открытие», формируют свои собственные идеи и мысли с помощью различных средств; учатся сотрудничеству.

 

         К интерактивным методам  могут быть отнесены следующие: дискуссия, эвристическая беседа, «мозговой штурм», ролевые, «деловые» игры, тренинги, кейс-метод, метод проектов, групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение видеофильмов и т.д.

         Для мастер – класса выбраны следующие интерактивные формы: дискуссия «Аквариум», работа в парах сменного состава «Часики». Данные формы работы позволяют учителю развивать в учащихся такие универсальные учебные действия, как коммуникативные, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания: - оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; - различать особенности диалогической и монологической речи; - составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства.

         За основу оценки сформированности данного УУД  взята методика  «Совместная сортировка»    (Бурменская, 2007) Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий  в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

         Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата

Описание задания: детям, сидящим в группах или в парах, дается набор фишек для их сортировки (распределения между собой) согласно заданным условиям.

Инструкция: «Дети, перед Вами лежит набор разных фишек (красные, зелёные, жёлтые, синие). Действуя вместе, обсуждая, нужно  распределить фишки между собой, в зависимости от результата деятельности каждого из вас».  

Материал: Каждая группа или пара учеников получает набор из картонных фишек (желтых, красных, зеленых, синих) и лист бумаги для отчета.

Критерии оценивания для детей в группе или в паре (после обсуждения, результат оценивания фиксируется в лист оценки):

Красная фишка –  участник молчал, был безразличен к процессу, занимался посторонними делами, ссорился.

Зелёная фишка – участник внимательно слушал товарищей, дал один-два ответа, свою точку зрения не отстаивал.

Жёлтая фишка – участник активно обсуждал, доброжелательно вступая, в дискуссию с товарищами, считался с мнением других, составлял небольшие устные монологические высказывания, «удерживал» логику повествования, приводил убедительные доказательства.

Синяя фишка - участник был активным, аргументировал свои ответы, но с мнением других не считался, часто обижался.

Критерии оценивания для учителя (по наблюдениям):

продуктивность совместной деятельности;

умение договариваться в ситуации столкновения интересов (необходимость разделить фишки, одновременно принадлежащие нескольким детям), способность находить общее решение,

способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов,

умение аргументировать свое предложение, убеждать и;

взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания,

эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (дети работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – задание вообще не выполнено или фишки разделены произвольно, с нарушением заданного правила; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем, конфликтуют или игнорируют друг друга;

2) средний уровень – задание выполнено частично: правильно распределены фишки, принадлежащие каждому ученику в отдельности, но договориться  детям не удается; в ходе выполнения задания трудности детей связаны с неумением аргументировать свою позицию и слушать партнера;

3) высокий уровень –  решение достигается путем активного обсуждения и сравнения различных  возможных вариантов распределения фишек; дети контролируют действия друг друга в ходе выполнения задания.

Результаты учитель фиксирует в своём листке оценки.

 

Необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения на уроках в начальной школе, т.к. они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.

Количество голосов, отданных за эту статью: 0.

Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.

Назад

Логин:
Пароль: